Что такое метакогниции ?

В 1970 — 1980 годы в психологии появилось новое направление изучения психических процессов – метакогнитивный подход. Родоначальник данного направления  американский ученый Дж. Флейвел впервые сформулировал  понятие метапознание  как  «познание о познании» – т.е.  знание  человека о собственных познавательных процессах:  памяти, мышлении, внимании. В последующие годы метакогнитивный подход получил широкое распространение и, в настоящее время, является интенсивно развивающимся направлением научных исследований  в разных отраслях психологической науки: психологии образования, когнитивной психологии, общей психологии и др.

Метакогниции – понятие, которое используется для обозначения изучаемых метакогнитивной наукой феноменов:  метакогнитивные процессы, метакогнитивная включенность, метакогнитивные стратегии и др.

Почему надо изучать метакогниции  у спортсменов ?

Спортивная деятельность включает в себя тренировки и соревнования в процессе которых спортсмен реализует двигательные задачи: пробегает дистанцию, поднимает штангу, выполняет гимнастические упражнения и др. Эффективность реализации двигательных задач зависит от умений спортсмена управлять своими когнитивными и эмоционально-волевыми процессами: концентрация внимания, вытеснение негативных эмоций, отключение от «ненужных» мыслей и др.

Совершенствование этих навыков саморегуляции  базируется на самопознании, включая и метапознание – оценку и анализ  своей когнитивной сферы. Поэтому метакогнитивные процессы целесообразно учитывать в психологической подготовке спортсмена

Результаты исследований метакогниций у спортсменов

На разных этапах спортивной карьеры у спортсменов выявлены различия в выраженности метакогнитивных процессов и уровне развития регуляторно-личностных свойств (А.Е. Панкратов, 2015)

Метакогниции лучше развиты у более опытных спортсменов( Brick N. E. et al., 2015. Schücker et al. 2016 )

Применение метакогнитивных стратегий  позволяет спортсменам бегунам выбирать более эффективные  когнитивные стратегии при прохождении дистанции и способствует улучшению устойчивости внимания во время забега (Brick N. E. et al., 2018).

Выявлены особенности метакогнитивных стратегий у спортсменов мужчин и женщин. В процессе принятия решений в трудных ситуациях спортивной карьеры мужчины и женщины наиболее часто использовали в качестве метакогнитивных стратегий планирование когнитивных процессов и теоретизирование; реже всего спортсмены обоих полов применяли стратегию коррекции когнитивных процессов (Перикова, Бызова,  Ловягина, 2020).

Спортсмены, в зависимости от пола, по-разному адаптировались к усложнению условий принятия решения. В наиболее трудных ситуациях спортсмены-мужчины чаще применяли стратегию планирования когнитивных процессов. Эффективность стратегии планирования у мужчин была выше, чем у женщин. Мужчины вкладывали значительные усилия в организацию работы когнитивной сферы. Женщины чаще прибегали к стратегии соотнесения когнитивных процессов с результатами деятельности, ориентируясь на достижение результатов. В наиболее значимых ситуациях у женщин ухудшалась эффективность стратегий коррекции когнитивных процессов и теоретизирования (Там же).

Применение стратегий было взаимосвязано с уровнем метакогнитивной включенности: при более высоком уровне включенности мужчины чаще использовали рефлексирование, а женщины чаще соотносили когнитивные процессы с результатами деятельности (Там же).

В ситуациях неопределенности спортивных соревнований метакогнитивная включенность и психическая саморегуляция имели определяющее значение. Спортсмены с более высоким уровнем метакогнитивных знаний чаще акцентировали внимание на своем предсоревновательном состоянии, а именно, оценивали, соответствует ли оно целям деятельности, позволит ли справиться с двигательными задачами. Перед стартом спортсмены с более высоким уровнем метакогнитивных знаний чувствовали себя более уверенно, проявляли более высокую активность и находились в лучшем настроении, чем спортсмены с более низким уровнем метакогнитивных знаний (Там же).

В ситуациях неопределенности спортсмены с более высоким уровнем метакогнитивной регуляции чаще использовали приемы саморегуляции: самовнушение, самоубеждение, дыхательные упражнения, психомышечную тренировку (Там же).

Литература по теме метакогниции в спортивной деятельности

  • Багадирова С.К. Метакогнитивные навыки спортсмена как ресурс повышения его результативности (постановка проблемы) // Спортивный психолог. – 2019. – №2. – С.17–20.
  • Ловягина А.Е. Метакогнитивные аспекты психической саморегуляции спортсменов в ситуациях неопределенности на соревнованиях по экстремальным видам спорта. IX Международный конгресс «Спорт.Человек. Здоровье». 25-27 апреля Санкт-Петербург, Россия. Сборник материалов конгресса/ Под ред. В.А. Таймазова. – СПб, 2019. С. 211-213.
  • Ловягина А.Е. Метакогниции и психическая саморегуляция на соревнованиях у спортсменов разных видов экстремального спорта. / Рудиковские чтения: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рудиковские чтения-2019» (28-29 мая 2019 г.) / под общей ред. Ю.В. Байковского, В.А. Москвина – М. : РГУФКСМиТ, 2019. – с. 189-194
  • Ловягина А.Е., Облачкова Л.А. Метакогнитивные процессы как предикторы психологической подготовки спортсменов. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. № 5 (159), 2018., с. 377-380.
  • Ловягина А.Е., Штуккерт А.Л., Андреев, В.В. Метакогнитивные стратегии спортсменов при принятии решений в трудных ситуациях спортивной карьеры //Спортивный психолог.-2019.-3(54).-С.11-14.
  • Панкратов А.Е. Мотивационные и регулятивные компоненты психологической системы спортивной деятельности (на материале спортивных единоборств).Автореф. дис…канд. психол. н. – Ярославль: ЯРГУ им. П.Г. Демидова, 2015. – 22 с.
  • Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте. — М.: Советский спорт, 2011.- 202с.
  • Перикова Е.И., Бызова В.М.,  Ловягина А.Е. Психология метапознания. – Уч. пос. СПб: Скифия-принт, 2020. -150 с. Глава 9. 
  • Brick N., MacIntyre T., Campbell M. Metacognitive processes in the self-regulation of performance in elite endurance runners // Psychology of Sport and Exercise. — 2015. — № 19(1). – р. 9.
  • Brick N. E. et al. Metacognitive processes and attentional focus in recreational endurance runners // International Journal of Sport and Exercise Psychology. — 2018. — С. 1-18.
  • Schücker L., Schmeing L., Hagemann N. “Look around while running!” attentional focus effects in inexperienced runners // Psychology of Sport and Exercise. — 2016. — № 27. – Р. 205–212.

Диагностика метакогниций у спортсменов

  • Опросник метакогнитивной включенности Г. Шроу, Р. Деннисон, в адаптации А.В. Карпова
  • Краткая версия опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность» (В.М. Бызова, Е.И. Перикова) бланки и обработка см. Перикова Е.И., Бызова В.М.,  Ловягина А.Е. Психология метапознания. – Уч. пос. СПб: Скифия-принт, 2020. -150 с. Глава 10.
  • Методика «Самооценки метакогнитивного поведения» Д. ЛаКоста
  • Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (Ю. В. Скворцова, М. М. Кашапов)
  • Методика диагностики уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева)
  • Тест рефлексии деятельности (В. Д. Шадриков, С. С. Кургинян, М. Д. Кузнецова);
  • Анкета «Трудности саморегуляции» (А.Е. Ловягина) бланки и обработка см. Перикова Е.И., Бызова В.М.,  Ловягина А.Е. Психология метапознания. – Уч. пос. СПб: Скифия-принт, 2020. -150 с. Глава 10.
  • Экспресс-анкета «Диагностика метакогнитивных стратегий» (А.Е. Ловягина) бланки и обработка см. Перикова Е.И., Бызова В.М.,  Ловягина А.Е. Психология метапознания. – Уч. пос. СПб: Скифия-принт, 2020. -150 с. Глава 10.

Развитие и совершенствование метакогниций у спортсменов

Программа оптимизации метакогнитивных стратегий спортсменов в соревновательных ситуациях

Цели занятий

Мероприятия

Планируемые результаты

1.Анализ и оценка применяемых метакогнитивных стратегий в соревноват. ситуациях.

Метакогнитивное интервью.  Обсуждение  и уточнение результатов диагностики. Упражнения: «Вопросы себе», «Вербализация» «Объяснение для себя», «Самооценивание» и др.

Повышение метакогнитивной осведомленности.

Совершенствование стратегий рефлексирование, контроль и сопоставление когн. процессов с результатами деятельности.

2. Освоение приемов реализации метакогнитивных стратегий.

Метакогнитивное консультирование. Дневник мышления. Упражнения: «Рефлексирующие вопросы», «Тренировка внимания – думаю, не думаю»; «Полюса внимания», «Фокусировка на позитивных мета-убеждениях» и др.

Повышение метакогнитивной регуляции. Совершенствование стратегий рефлексирование, планирование, контроль и коррекция когнитивных процессов.

3.Закрепление приемов реализации метакогнитивных стратегий.

Метакогнитивное консультирование. Дневник мышления. Упражнения:               «Моделирование принятия решения в проблемных соревновательных ситуациях», «Маятник волнения» и др.

Накопление метакогнитивного опыта. Повышение гибкости и  генерализованности метакогнитивных стратегий.

В программе использованы подходы и упражнения из работ:  А.А.Карпов, 2015; Е.О. Тихвинская, 2007; М.А. Dirkes, 1985; G. Schraw, 1998, А. Wells, G. Matthews, 1994 и др.

Описание занятий и результаты апробации программы см.

Ловягина А.Е. Оптимизация метакогнитивных стратегий спортсменов в условиях  неопределенности  соревновательных ситуаций /Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XXV Междунар. науч. конгр., Минск, 15–17 окт. 2020 г.– Минск : БГУФК, 2020. – Ч. 2. – с. 441-447

 

Упражнения для самостоятельной оптимизации метакогнитивных стратегий

Цель – повышение осознанности регуляции когнитивными процессами

Вопросы себе

  • Что я уже знаю об этой проблеме ?
  • Что для меня самое сложное в этой задаче ?
  • Могу ли я отличить важную информацию от деталей ?
  • Что мне нужно сделать, чтобы быстрее решить этот вопрос ?
  • В какой степени я использую все доступные мне возможности?
  • Какие решения я принял неправильно? Почему ?
  • Что я могу сделать, чтобы принять наиболее правильное решение ?

Цель — научиться думать или не думать о каких-либо аспектах предстоящего соревнования.

Тренировка внимания 

1)Включите секундомер и постарайтесь в течение двух минут не думать о..   (завтрашняя игра, как делать подачу, смогу ли я прыгнуть…)

2) Включите секундомер и постарайтесь в течение двух минут думать о…(какую тактику лучше применить к сопернику N; как стоит разложить силы на дистанции; что делать, если во время выступления совершил ошибку…).

Проанализируйте и запомните на что вы переключали внимание, чтобы не думать о чем-либо. Выберите наиболее подходящие объекты для переключения внимания.

Проанализируйте  как вы удерживали внимание, чтобы  думать о чем-либо. Какие образы и слова вам помогали. Запомните эти образы и слова и применяйте.

Эффект: тренировки позволяют повысить устойчивость внимания и вырабатывают привычку обращать внимание на то, что действительно важно для выступления.

Страница сайта подготовлена при поддержке Гранта РФФИ 18-013-00256а «Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в условиях неопределенности и трудных жизненных ситуаций»