Ловягина А. Е.


Ловягина Александра Евгеньевна   Ловягина

Доцент кафедры общей психологии,
Руководитель специализации  "Психология спорта и физической активности"
Ученая степень: кандидат психологических наук
Ученое звание: доцент

Читаемые курсы:
•    Психология спорта и физической активности
•    Теория и методы саморегуляции
•    Типологические свойства занимающихся физической культурой и спортом
•    Методы психорегуляции в спортивно-оздоровительной практике
•    Психические состояния занимающихся физической культурой и спортом
•    Психологическое сопровождение спортсменов
•    Общепсихологический практикум «Воля. Психомоторика. Психическое состояние»

Сфера научных интересов:
Психические состояния
Индивидуализация психологического сопровождения спортсменов
Психическая саморегуляция

Основные публикации:
Учебно- методические пособия
•    Психологическая подготовка спортсменов. Методические рекомендации по изучению курса – СПб, Изд. СПбГУ, 2002.
•    Диагностика психического состояния у спортсменов. Методические рекомендации по изучению курса - СПб, Изд. СПбГУ.
•    Психология спорта. Методические рекомендации по изучению курса., СПб 2009.
•    Психическое состояние человека. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ Факультет психологии, 2014. - 120 с.
Статьи
•    Психическое состояние спортсмена: История и перспективы исследований. Часть 1 исторический экскурс  / Спортивный психолог. № 3 (24) 2011. - с. 5-9.
•    Психическое состояние спортсмена: История и перспективы исследований. Часть 2 Анализ  современных  представлений и направления возможных исследований / Спортивный психолог. № 1 (25) 2012. - с. 11-16.
•    Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / Вестник С.-Петерб. ун-та, Сер. 16. 2013. Вып. 1. - с. 29-39.
•    Проблемы психологической помощи в спортивном отборе / Вестник  С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2013. Вып. 1. - с. 35-39.
•    Ловягина А.Е., Хвацкая Е.Е. 60-летие ленинградской и санкт-петербургской школы психологии спорта / Спортивный психолог. 2015. № 2 (37). - с. 26-42.
•    Особенности психической саморегуляции и волевой сферы у спортсменов разной квалификации / Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. - с. 66-68.
•    Особенности саморегуляции негативных соревновательных состояний у спортсменов. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. № 3 (133), 2016. - с. 292-297.
•    Бызова В.М., Ловягина А.Е. Стили психосоматического поведения у студентов с разными приемами саморегуляции в ситуации экзамена / Экология человека. № 7 2017. - с. 25-31.

Предлагаемые направления курсовых работ, дипломов, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций
Темы формулируем более конкретно при собеседовании со студентом:

•    Психическая саморегуляция в значимых ситуациях
•    Оптимизация психического состояния;
•    Личностные особенности и успешность двигательной деятельности (спорт, танцы, др.);
•    Совершенствование индивидуального стиля спортивной деятельности
•    Психологическое сопровождение в спорте и физической культуре

Работы, защищенные под руководством А.Е. Ловягиной за период 2010-2015

Работы рекомендованные к публикации в сборник «Лучшие работы выпускников факультета психологии СПбГУ»
Магистерские диссертации
2010 - Ковалёва М.М. "Типы поведения спортсменов с различными когнитивными компонентами Я-концепции" (на примере лёгкой атлетики);
2010 - Максимова Е.С. «Динамика мотивов занятий спортом в тренировочном и соревновательном периодах» работа выдвинута на конкурс Б.Г. Ананьева.
Дипломные работы
2011 – Бернацкий Н.Ф. Отношение к методам саморегуляции спортсменов с различными особенностями волевой сферы.
ВКР бакалавриат:
2010 - Андриянова Н.М. Отношение спортсменов к психологическому сопровождению;
2014- Будилова Т.В. Параметры оптимального психического  состояния на соревнованиях  у спортсменов с различными чертами личности;
2014- Гамозова Е.Н. Приемы саморегуляции у спортсменов с различным образом психического состояния.

Другие работы
Магистерские диссертации
2012 Андриянова Н.М. Отношение к психологическому сопровождению спортсменов с  различными характеристиками ценностно-смысловой сферы;
2013 Романцова О.М. Саморегуляция психических состояний в ситуации экзамена у студентов с разным темпераментом.
Выпускные квалификационные работы
2013 – Григорьева Т.В. Особенности отношения матери к ребёнку при совместных занятиях ранним плаванием;
2014 –Жукова Г.А. Саморегуляция соревновательных психических состояний у спортсменов, различающихся по выраженности свойств темперамента;
2014- Багринцев К.Д. Особенности соревновательного состояния у танцоров с различным уровнем тревожности;
2014-Смоляков П.А. Музыка как средство саморегуляции спортсменов с различными свойствами темперамента;
2015 –Аверяскина С.О. Саморегуляция состояния страха в значимых жизненных ситуациях у людей молодого возраста.

Резюме:
Занималась стрельбой из лука, о психологии знала немного, но интуитивно была твёрдо убеждена, что хочу быть только психологом. Закончила факультет психологии ЛГУ в 1985, первый выпуск специализации «Спортивная психология». Работала психологом в физкультурно-спортивном клубе «Динамо», в объединении «Детская психиатрия», психолого-педагогическом центре для школьников, центре психологической разгрузки  и др. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуализация психологической подготовки спортсменов к соревнованиям». С 1997 г. работаю преподавателем на кафедре общей психологии (специализация «Спортивная психология»). Как психолог-практик занимаюсь консультированием спортсменов, тренеров и родителей, подготовкой к соревнованиям. На мой взгляд, психолог, как и врач не может работать вне практик.