Расстройства настроения в спорте


Автор: Е.О. Тихвинская

Психологическая работа с расстройствами настроения (раздражение и лень) в спорте

Жалобы на раздражение без повода, по пустякам в спортивной практике не редкость. Внешними провоцирующими факторами в данном случае могут являться однообразие спортивного режима, необходимость соблюдать дисциплину и т. д. В беседе с психологом человек может жаловаться и на беспричинное раздражение, по пустякам.

Раздражение, в соответствии с определением эмоций, следует считать результатом неудовлетворённой потребности, причем чаще всего факт неудовлетворения вытесняется из сознания. Часто раздражение связано с общим пониженным фоном настроения.

В настроении реализуется влияние личности на психическое состояние. Устойчивое настроение в первую очередь связано с успешностью адаптации личности к окружающей социальной среде (показано в исследованиях докт. психол. наук Куликова Л.В.) Будучи вызвано определенной причиной, настроение проявляется в особенностях эмоционального отклика на воздействия любого характера, а осознаваться может как общий нерасчлененный эмоциональный фон. В настроении не всегда различимы отдельные эмоции и время их появления и исчезновения, поэтому бывает сложно установить причины (потребность и элемент внешней ситуации), влияющие на настроение.

Основная задача психологической работы с раздражением – выяснить его истинную причину, которая, как правило, не совпадает с поводом. Задача решается в беседе, наводящими и проективными вопросами, где затрагиваются, по возможности, все аспекты жизни.

Пример: «Чтобы тебе хотелось улучшить в своей жизни?» «Как бы ты хотел жить через год?», «Что ты делаешь сейчас для этого?»Какие сферы твоей жизни устраивают тебя больше или меньше? Если бы ты представил идеал своей жизни, что изменилось бы и в чем (в учебе, в профессии, в личной жизни, в общении)? и т. п.

Необходимо определить неудовлетворенную потребность и искать мотивы, которые могут ее опредметить. Иногда целесообразно использовать стандартные методики исследования мотивов и ценностей и анализировать результаты совместно со спортсменом.

Лень – защитный механизм, возникающий тогда, когда деятельность не переживается как значимая. На рациональном уровне человек знает, что это нужно делать, а эмоционально ? сомневается в том, что это ему нужно. Если деятельность не вызывает положительных эмоций, значит субъективно она не связана с какой-либо актуализированной потребностью.

Психологическая работа может осуществляться в следующих направлениях: 1) осознание системы ценностей личности, иерархии ценностей; 2) актуализация потребностей и мотивов, потенциально связанных с деятельностью (как правило, через связь с одним из актуальных, сформированных мотивов); 3) поиск связи деятельности с существующими мотивами и потребностями клиента (сам спортсмен может этой связи не замечать, особенно при низком уровне осознания своей системы ценностей). Пример задания, стимулирующего осознанное поведение в данной сфере, относительно «проблемной» в данном контексте деятельности: перечислить «почему это стоило бы делать» и «почему не стоило бы (не имеет смысла) это делать». Ответы записываются на листе бумаги в две колонки.

Условием психологической эффективности упражнения является проведение его в режиме «мозгового штурма», т. е. записать как можно больше любых, всевозможных ответов. В противном случае есть риск формального выполнения, ответов «как надо». Анализируя совместно со спортсменом полученный материал, психолог может: 1) обратить внимание спортсмена на причины, бывшие незамеченными, неосознанными; 2) стимулировать концентрацию на причинах, «почему это стоило бы делать»; 3) через ответы «почему не стоило бы (не имеет смысла) это делать» выйти на обсуждение более серьезных конфликтов (внутриличностных и межличностных); 4) в итоге, желательно, внутреннее противоречие «мне надо – я не хочу» перевести в гармоничные варианты «я не хочу – мне не надо» или «мне надо – я хочу».

Раздражение и лень часто бывают результатом пассивной «страдательной» позиции по отношению к миру ? «мне так приходится», «меня заставляют» и т. д. В результате накапливается недовольство и неудовлетворение, эмоциональная энергия, предназначенная для изменения ситуации, реализуется через раздражение, «срываемое» на чем-либо или на ком-либо. В этом случае можно сказать, что фрустрируется потребность в управлении собственной жизнью, тесно связанная с самореализацией.

Один из путей решения данной проблемы – стимулировать осознанный выбор: зачем человек находится в данной ситуации, что он от этого получает, что теряет. Можно рекомендовать следующее упражнение: относительно раздражающей (вызывающей недовольство) ситуации перечислить, (а лучше записать) плюсы и минусы: что клиент от ситуации получает, что отдает, чем за это расплачивается. На основе этого осознанно принимается решение: клиент выбирает остаться в этой ситуации или расстаться с ней. Если спортсмен принимает решение о том, что в данной ситуации плюсы значительнее чем минусы, то дальнейшая работа сводится к тому, чтобы концентрировать восприятие, находясь в рассматриваемой ситуации на плюсах, на приобретениях, на пользе. Это связано также с управлением вниманием, поэтому спортсмена можно познакомить с соответствующими упражнениями или напомнить о них.

В некоторых случаях спортсмену необходима психологическая поддержка в решении изменить ситуацию. В этом случае нужно принять минусы (и плюсы) новой ситуации, а также принять затраты (психологические и материальные) на изменение ситуации. Задача психолога – стимулировать и проконтролировать как можно более полное осознание вышеперечисленных моментов. Используются упражнения, аналогичные уже приведенным: наводящие и проективные вопросы по теме, устные и письменные ответы. Можно проводить работу в режиме воображаемого диалога с собой, частью себя, со значимым человеком. Если речь идет о глобальных решениях, важных в контексте жизненного замысла, судьбы, то консультацию стоит построить на психотехнике выбора, разработанной Ф.Е. Василюком.

 

источник: Е. О. Тихвинская
Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007