Автор: Е.О. Тихвинская

Психологическая работа с переживанием длительной неуспешности

В практике спорта психолог сталкивается с ситуациями, которые характеризуются следующими фразами спортсменов: «у меня ничего не получается», «у меня это никогда не получится», «правда, я неудачник», «не буду делать, все равно не получится» и т. п. В ответ тренер и друзья заверяют спортсмена в обратном: «ты сможешь», «у тебя получится», «ты отлично подготовлен», «ты сильный», что не меняет реальной ситуации, неуспех и его переживание повторяются.

Здесь мы сталкиваемся не столько с ситуативным переживанием неуспеха, сколько с закрепляющимся переживанием себя как неуспешного. Основная причина – отсутствие положительной обратной связи. Причем если для ребенка важной является положительная обратная связь от взрослых, то по мере взросления все большую важность приобретает положительная обратная связь к самому себе. В случаях, когда механизм положительной обратной связи к себе нарушен, нарушается переживание себя. Субъективно исчезают поводы для переживания себя как успешного.

Задача психолога – создать условия, в которых спортсмену придется воспринимать себя как успешного, несмотря на закрепленный противоположный образ. Для этого используются три психологических момента: 1) сравнение себя с собой, а не с другими; 2) постановка промежуточных целей с минимальными шагами; 3) положительная обратная связь. Необходимо создать условия для положительной обратной связи, причем положительная обратная связь должна быть основана не на голословных заявлениях окружающих и эмоциях, а на реальных действиях самого спортсмена. Причина субъективной оценки собственных действий как неуспешных – неадекватная оценка собственных возможностей. Спортсмен считает, что должен был сделать лучше, опираясь не на оценку своих психических (и физических) возможностей в данный момент, а на абстрактный желаемый уровень, часто основанный на сравнениях с другими. Эти принципы мы конкретизируем и реализуем в следующем комплексе упражнений.

Упражнение 1. В начале работы требуется объяснить спортсмену, что отныне в течение некоторого времени он перестает сравнивать себя с другими, а начинает сравнивать свои успехи сегодня со своими успехами вчера, час назад, неделю назад. Затем нужно: 1) определить зону абсолютной успешности – тот уровень трудности или те действия, с которыми спортсмен однозначно справляется и согласен с этим; 2) спортсмен должен озвучить в беседе с психологом тот уровень, к которому он стремится; 3) тот путь, который спортсмену нужно преодолеть, делится на минимальные отрезки и описывается в как можно более конкретных действиях (что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели). Чем более подробно и конкретно, тем больше вероятность отследить, в какой момент происходит «внутренняя заминка».

Минимальность отрезков должна позволять как можно чаще отслеживать факт преодоления данного отрезка (выполнения соответствующего действия). Психолог инструктирует спортсмена отмечать каждый сделанный минимальный шаг. Принципиально важный момент – положительная обратная связь о каждом действии, о ходе выполнения плана самому себе, подкрепляемая положительной обратной связью от психолога. Уверенность повышается не на основе «внушений», а на основе реальных действий клиента. Во многих случаях эффективно вначале определять только первый «минимальный отрезок», первое действие по достижении цели. В этом случае снимается давление «массивности» большой цели, страх не дойти до конца. Внимание сосредоточивается только на первом шаге, что и позволяет его сделать. Только после его выполнения определяется второй шаг и т. д. Поднявшись на первую ступеньку, спортсмен может себе позволить посмотреть на вторую и т. д.

Случай, когда спортсмен терпит неудачу при выполнении «первого шага» или любого из минимальных отрезков, требует разбивки процесса на более мелкие «шаги» или промежуточные задачи. В дальнейшем данная психотехника применяется клиентом самостоятельно во внутреннем плане. В том случае, когда первоначальная фраза (жалоба) содержит эпитет («я неудачник»), нужно уточнить, по поводу каких действий, что именно (например) не получается и в дальнейшем работать с действиями.

Пример 1 (разбиваем субъективно недостижимую цель на минимальные шаги): «У меня не получится написать контрольную. Возможно, не получится, но я могу просто зайти в аудиторию. Если я зашел, то я могу сесть. Далее я могу взять ручку. Я не могу решить пример. Но я могу записать возможные варианты первого действия в решении. Если я их записал, я могу прикинуть, какое действие с большей вероятностью приведет к правильному решению. Исходя из этого первого действия, какие могут быть варианты второго действия?» И т. д.

Пример 2: «У меня не получается проходить сложные трассы». Какие трассы ты хотел бы пройти (какого уровня сложности)? Какие трассы у тебя получается проходить? А чуть сложнее не получается? Что не получается в более сложных трассах? Какие упражнения помогают? Эти упражнения у тебя получаются? До какого момента на трассе все получается?» Строится план: какие упражнения, когда, сколько, сколько попыток на трассах и т.п. Определяется, что именно должно стать первым промежуточным результатом.

Отличия данной работы психолога от тренерской: 1) акцент на построение индивидуальных шкал оценки, достаточно чувствительных к прогрессу; 2) акцент на привитие спортсмену навыка положительной обратной связи самому себе.

Упражнение 2. В качестве «домашних заданий» спортсмену предлагается ежедневно записывать в дневник несколько ответов на вопросы «Что у меня сегодня хорошо (удачно) получилось? За что я могу себя похвалить сегодня?» Нахождение ответов обязательно. Как правило, первые один-два раза упражнение проделывается совместно с психологом, при его поддержке. Роль психолога, как правило, сводится к подтверждению значимости каких-то простых действий, того, что спортсмен может себя за них похвалить.

Упражнение 3. В некоторых случаях для коррекции переживания себя достаточно дать задание отмечать свой уровень успешности в интересующей в данный момент деятельности ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Важно, однако, выбрать степень обобщенности оцениваемой деятельности и задать шкалу критериев оценки. Менее эффективно оценивать «умение играть» вообще, более эффективно сосредоточиваться на конкретных приемах. Эффективно оценивать деятельность, результат которой можно выразить объективно количественно, и которая достаточно чувствительна к состоянию спортсмена. Например, время выполнения одного и того же упражнения. Главное ? возможность для самого спортсмена зафиксировать внимание на динамике результатов. Упражнение имеет и мотивирующий, и увеличивающий адекватность самооценки эффект. В большинстве случаев эффект усиливается, если выполнение данного задания (дневник) регулярно просматривает психолог. Обратная связь от психолога, преимущественно положительная, является дополнительным мотивирующим фактором. При работе с переживанием неуспешности полезна работа в направлении увеличения полноты переживания себя, с образом себя.

Упражнение 4. Классическое упражнение «Кто Я? Какой Я?». Спортсмену предлагается записать 20 утверждений ? ответов на эти вопросы. Совместно с клиентом анализируется степень легкости, с которой спортсмен находил качества, уравновешенность положительных и отрицательных качеств, общее количество названных качеств. Результаты свидетельствуют о степени дифферецированности «образа себя», уровне самооценки, степени привычности и осознанности размышлений о себе.

Упражнение 5. Более углубленным вариантом работы в целях коррекции самооценки и принятия себя является следующее задание. К каждому своему качеству (используются ответы на вопрос «Какой я?») предлагается найти и положительное и отрицательное его проявление в зависимости от ситуации. Другими словами, описать ситуацию, в которой данное качество негативно (мешает), и описать ситуацию, в которой это же качество позитивно (помогает). При обсуждении данного упражнения спортсмен подводится к принятию своих качеств, к пониманию того, что задача не в «искоренении» собственных качеств, а в том, чтобы научиться их правильно использовать, выработать эффективный индивидуальный стиль поведения. Дальнейшая работа может переходить из области работы с эмоциональными переживаниями в область психологии личности, ставятся задачи осознания собственной системы ценностей, мотивов, жизненных целей, целей в плане саморазвития.

Упражнение 6. В направлении увеличения адекватности переживания себя работает следующая психотехника. При разборе и анализе соревновательного опыта, независимо от успешного или неуспешного результата, дается задание, дать пять ответов на вопрос «Что хорошо получилось (за что я могу себя похвалить)?» и пять ответов на вопрос «Что не получилось и, следовательно, является направлением последующей работы?». Таким образом, оценки успешности и неуспешности перестают быть глобальными, переводятся в разряд оценок отдельных действий (а не личности), для каждого действия легко создается алгоритм совершенствования, контролируемый на каждой стадии (шаге).

 

источник: Е. Тихвинская
Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007